. Социально-психологические корни религии

Это чувство есть чувство освобождения от опасности, от страха и трепета, чувство восторга, радости, любви, благодарности. Явления природы, возбуждающие страх и ужас, относятся большей частью к наиболее благодетельным по своим последствиям. Бог, который своей молнией поражает деревья, зверей и людей, тот же бог освежает своими дождевыми потоками поля и луга. Откуда зло, оттуда приходит и добро, откуда страх, оттуда и радость. Почему бы в своем душевном настроении человеку не объединить того, что само имеет в природе одну и ту же причину? Только народы, живущие одним сегодняшним моментом, слишком слабые, тупые или легкомысленные, чтобы связывать различные впечатления, имеют поэтому к своей матери божьей один лишь страх и предметами своего религиозного почитания - одних только злых, страшных богов.

Психологические корни религии

Использовав понятие, введенное в начале в. Учет рассматриваемого чувства зависимо- сти от природы насыщал религиоведческую концеп- цию Фейербаха новым значительным материалистиче- ским содержанием Обогащаясь натуралистическими элементами, от- сутствующими прежде, фейербаховская концепция ре- лигии вместе с тем сохраняла свою антропологиче- скую определенность. Примечательно, что при рассмотрении чувства за- висимости Фейербах увидел себя вынужденным согла- ситься с выводом предшествующих атеистов, что фун- даменталъной религиогенной эмоцией является страх.

Фейербах делает лишь одну ого- ворку в отношении принимаемого им объяснения: Однако убедительного обосно- вания того, что позитивные эмоции имеют столь же фундаментальное религиогенное значение, как страх, Фейербах не представил.

Страх — самое древнее и сильное из человеческих чувств, а самый древний и Если бы религия была правдо последователи не вбивали бы ее а лишь наставляли бы их на неуклонный поиск истины, вне зависимости от ее Единственной космической реальностью является бессмысленная.

После зашиты диссертации Фейербах стал приват-доцентом Эрлангенского университета. Как иначе можно понять бытие, как не реальное, действительное бытие? Фейербах предлагает взять за основу другой подход. Поэтому антирелигиозную пропаганду Фейербах расценивал как важнейшее средство в политической борьбе. Человек - существо, живущее в этом мире, переживающее, стремящееся удовлетворять свои потребности. Человек на протяжении всей истории чувствовал свою ограниченность, беспомощность, свое бессилие по отношению к неподвластным ему силам и стихиям, вторгавшимся в его жизнь.

Его самосохранение, питание, здоровье находились не в его власти, а во власти природы, которая угрожала ему, была полна опасностей и в то же время щедро одаривала его. Основу религии составляет чувство зависимости человека - сначала от природы, а затем от других людей. Предмет, являющийся источником зависимости, становится объектом обожествления. В богов, властителей человеческой судьбы, превращаются те могущественные силы, от которых зависит жизнь и смерть, счастье и несчастье, здоровье и болезнь, насыщение и голод.

В религиозных верованиях человек нерешенные земные проблемы переносит на небо. Человек стремится к удовлетворению своих потребностей.

Сколько стоит написать твою работу?

Соотношение психологических и социальных корней религии. Направления исследования психологических корней религии: Социально—психологическая сущность религиозного утешения. Но далее неизбежно встает вопрос: А как тогда быть с миллионами вольнодумцев и атеистов?

Его базовый страх — это страх сепарации, потери заботливого взрослого рядом. Что-то заложено природой, что-то формируется в зависимости от и во всем мире — вопрос не традиции и религии, а исключительно тех которое является новым трендом в похоронной индустрии, — то.

Чувство зависимости есть поэтому единственно верное, универсальное название и понятие для обозначения и объяснения психологической и субъективной основы религии. Исправив и дополнив объяснение религии из страха, я должен еще упомянуть о другом психологическом объяснении религии. Греческие философы говорили, что изумление перед закономерностью движения небесных светил породило религию, то есть почитание самих звезд или существа, управляющего их движением.

Однако ясно без дальнейших замечаний, что это объяснение религии имеет отношение к небу, но не к земле, к глазу, но не к другим чувствам, только к теории, но отнюдь не к практике человека. Конечно, звезды были причиной и предметом почитания, но совсем не как объекты теоретических, астрономических наблюдений, а поскольку они рассматривались как силы, властвующие над жизнью человека, и, стало быть, поскольку они были предметами человеческих страха и надежд.

Как раз на примере звезд мы отчетливо видим, что только тогда существо или вещь являются объектом религии, когда они являются предметом, причиной страха смерти или радости жизни, когда они, стало быть, являются объектом чувства зависимости. Правильно говорится поэтому в одном французском сочинении, вышедшем в г.

Простой и постоянный порядок не приковывает к себе внимание человека.

Глобальная концепция сущности религии

Назад к карточке книги Объяснение религии из страха подтверждается прежде всего тем наблюдением, что почти все или во всяком случае очень многие первобытные народы делают предметом своей религии вызывающие страх и ужас явления или действия природы. Когда они проезжают по таким местам, то просят о пощаде или прощении или ударяют себя в грудь и бросают разгневанным божествам умилостивительные жертвы. Многие негритянские царьки, избравшие море своим фетишем, до такой степени боятся его, что не осмеливаются даже на него взглянуть, не то что по нем проехать, потому что они верят, что лицезрение этого страшного божества убьет их на месте".

Так, по словам В. Марсдена в его"Естественном и гражданском описании острова Суматры"; редшанги, живущие глубже в стране, жертвуют морю, когда они его в первый раз видят, пироги и сладкое печенье и просят его не причинять им вреда. Правда, готтентоты, как выражаются авторы путешествий, теистически настроенные и не могущие выйти за пределы своих религиозных представлений, верят в высшее существо, но не почитают его; они, наоборот, почитают,"злого духа", который, по их мнению, является виновником всех бед, их постигающих на свете.

Определенные чувства являются лишь одним из качеств любви. Более правильно Ромео и Джульетта тоже мучались от любовной зависимости. Об этом можно .. Основной вывод:любовь - это духовный труд. Но это Правда согласен с Константином, религию сюда напрасно приплели. Совершенно.

Определение религии Существует огромное количество определений религии. Поэтому не стоит говорить об их универсальности и принимать без критики. Рассмотрим некоторые основные и самые распространенные определения. Религия - вера в сверхъестественное Из определений такого типа наиболее известным в нашей стране является определение Георгия Валентиновича Плеханова, который считает наиболее важной чертой религии - наличие веры в сверхъестественное. Критерию"наличие веры в сверхъестественное" не удовлетворяют феномены духовной культуры, обычно относимые к примитивным или ранним формам религии.

Наиболее характерный пример - магия. Когда первобытный охотник наносил удар по изображению быка или когда колдун наводил порчу на врага, воздействуя на символизирующую его фигурку, то они отнюдь не прибегали к помощи каких-то сверхъестественных сил. Они усматривали вполне естественную причинную связь между явлениями. Магия коренится в определенной картине мира, существующей в примитивных культурах, но картине мира природного, естественного [2].

Не однозначно отношение к сверхъестественному в развитых религиях. Обратимся к самой древней мировой религии - буддизму. Признаваемые некоторыми школами буддизма божества и демоны являются лишь определенными типами живых существ наряду с людьми и животными , они так же рождаются, страдают и умирают. Таким образом, в буддизме, во-первых, существа, наделенные божественным статусом, рассматриваются как вполне посюсторонние, то есть, строго говоря, не сверхъестественные, а во-вторых, их роль в данном учении вполне ничтожна.

Также в политеистических [3] религиях Ближнего Востока древности, а также античных Греции и Рима идея сверхъестественного отсутствует.

ЛЮДВИГ Андреас ФЕЙЕРБАХ (1804 – 1872)

То же можно сказать и о предмете религии вообще — о божественной сущности в отличие от сущности природы и человечества. Определения этой сущности — разум, любовь и т. Но из этого неправомерно делать вывод, будто религия — это бессмыслица, чистая иллюзия.

Энгельс не принимает фейербаховскую концепцию религии любви [6–2. Фейербах провел “реформу” философии и сформулировал основные положения “новой самым ярким выражением чувства зависимости является страх.

Но далее неизбежно встает вопрос: Каковы причины, обуславливающие появле-ние этих верований? На эти вопросы различные ответы давали как за-щитники религии, так и ее противники. Так, русские православные богословы и близкие к православию философы отвечали на этот вопрос одно-значно: Нет необходимости подробно доказывать, что по-добное объяснение феномена религиозной веры пол-ностью несостоятельно с научной точки зрения.

Оно противоречит реальным фактам, ибо заранее предпола-гает всеобщий и обязательный для всех людей харак-тер религиозной веры. А как тогда быть с миллионами вольнодумцев и атеистов? Уже мыслители древности обратили внимание на связь между религиозной верой человека и его психи-ческими состояниями и переживаниями.

Эта идея была углублена и развита многими мыслителями Нового вре-мени. В этих суждениях Спинозы обращают на себя вни-мание два момента. Он выдвинул тезис, согласно кото-рому основой религии является чувство зависимости. Фейербах не абсолютизировал роль отрицательных переживаний в формировании религиозных верований. Боги, как он считал, представляют собой не только во-площение качеств, вызывающих страх, они олицетво-ряют и положительные свойства людей и поэтому вызы-вают в них чувства восхищения, радости, благодарно-сти.

Людвиг Фейербах о сущности религии

Объективно-идеалистическая концепция в том или ином варианте — философская основа всякой теологии. Поэтому именно она господствует в теологической и религиозно-философской литературе. Исходной посылкой данной концепции при объяснении религии является признание ее сверхъестественного источника: Бога, Абсолюта, вообще — трансцендентного. В том же духе пишет и современный американский философ Уолтер Стэйс: Таким образом, представители объективно-идеалистической концепции выводят сущность религии из наличия в мире внеприродного Высшего Начала Абсолюта, Бога и т.

выдвигают в религии на первый план переживание человеком своей к тотальности бытия, прирожденное чувство зависимости от универсума. выразить ни внутреннее чувство вообще (веру, надежду, любовь, страх, отчаяние.

Исходный принцип объяснения формулируется так: Вначале предметом этого чувства была природа с ее изменчивостью, непостоянством, драматическими событиями; она — первый, изначальный объект религии. Религии, в которых поклоняются явлениям природы, Фейербах называет естественными. Человек первоначально не отличает себя от природы, следовательно, не отличает и природы от себя; поэтому ощущения, которые в нем возбуждает объект природы, он непосредственно превращает в свойства самого объекта. Человек непроизвольно и бессознательно преобразует природное существо в существо душевное, субъективное, то есть человеческое.

Превращение это происходит необходимо, хотя эта необходимость только относительная, только историческая. Природа находится в постоянном движении и изменении, и эти изменения обрекают на неудачу или благоприятствуют, препятствуют или поощряют человеческие желания и намерения. Изменчивость природы, прежде всего в явлениях, в наибольшей степени заставляющих человека чувствовать зависимость от нее, есть главное основание, почему природа представляется человеку в виде человеческого, наделенного волей существа и составляет для него предмет религиозного почитания.

Изменчивость явлений главным образом и возбуждает религиозное чувство и делает природу предметом религии. Фейербах приводит такой пример. Если бы солнце непрерывно стояло на небе, оно никогда бы не зажигало в человеке огня религиозного аффекта. Человек только тогда преклонил свои колени перед ним, охваченный радостью при неожиданном его возвращении, когда оно исчезло из его глаз, обрекло на ночные страхи, а затем вновь появилось на небе.

Фейербах, переводя изложенные рассуждения на философский язык, связывает появление религии со случайностью.

ГЛАВА ВТОРАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ РЕЛИГИИ

Религиозные чувства — это эмоциональное отношение верующих к признаваемым объективными существам, свойствам, связям, персонам, местам, действиям, друг к другу и к самим себе, а также к религиозно интерпретируемым отдельным явлениям в мире и к миру в целом. Не всякие переживания можно считать религиозными, но лишь те, которые спаяны с религиозными представлениями, идеями, мифами и в силу этого приобрели соответствующую направленность, смысл, и значение.

Возникнув, религиозные чувства становятся объектом потребности — тяготения к их переживанию, к религиозно-эмоциональному насыщению. Необходимо отметить, что эмоциональные процессы верующих с точки зрения их физиологической основы и главного психологического содержания ничего специфического в себе не содержат.

Основу религии, без которо невозможна, составляет религиозный Особенностью религиозного опыта является его рецептивный и чувств: 1. чувство зависимости, принимающее форму ощущения .. В литературе обычно приводится высказывание Стация:"Страх создал богов".

Но далее неизбежно встает вопрос: Каковы причины, обуславливающие появление этих верований? На эти вопросы различные ответы давали как защитники религии, так и ее противники. Так, русские православные богословы и близкие к православию философы отвечали на этот вопрос однозначно: Нет необходимости подробно доказывать, что подобное объяснение феномена религиозной веры полностью несостоятельно с научной точки зрения.

Оно противоречит реальным фактам, ибо заранее предполагает всеобщий и обязательный для всех людей характер религиозной веры. А как тогда быть с миллионами вольнодумцев и атеистов? Уже мыслители древности обратили внимание на связь между религиозной верой человека и его психическими состояниями и переживаниями. Эта идея была углублена и развита многими мыслителями Нового времени.

В этих суждениях Спинозы обращают на себя внимание два момента. Как будет ясно из последующего изложения, эти мысли представляют собой чрезвычайно глубокие и плодотворные догадки, которые были полностью подтверждены развитием научного познания. Говоря о мыслителях, которые еще до возникновения марксизма сделали немало ценного, исследуя Психологические корни религии реальные условия, предпосылки и причины религиозной веры, нельзя не упомянуть о Людвиге Фейербахе.

Причины религиозной зависимости. Вера и религиозный фанатизм